В связи с действием технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» у многих белорусских компаний возник вопрос по поводу того, что делать с остатками автозапчастей с 1 января 2016 г и как их использовать.
На данный момент на складах компаний находится огромное количество автозапчастей, а с 1 января все должны иметь сертификат соответствия — это может сильно отразиться на всей сфере технического обслуживания автомобилей. Срочно необходимы разъяснения, рекомендации или иные нормативные акты, которые бы определяли, каким образом использовать остатки продукции, ввезенные до 1 января. Проблема усугубляется тем, что в Беларуси не созданы аккредитованные на союзном уровне испытательные лаборатории для оценки соответствия автозапчастей. Таким образом, белорусский бизнес будет вынужден ездить в гости к ближайшему соседу, в Российскую Федерацию, — а это незамедлительно увеличит затраты.
Не мало сложностей национальному бизнесу несет и требование ТР ТС 018/2011 о расширении перечня подлежащих оценке соответствия в рамках ЕАЭС автомобильных запчастей. В настоящее время на национальном уровне сертификации подлежат 12 обобщенных групп автокомпонентов, а с 1 января это количество увеличится до 118 позиций типов запчастей. Если пройтись по этому списку, вызывает сомнения целесообразность введения обязательной сертификации большинства позиций, к примеру: перегородок в багажнике для багажа, декоративных накладок кузова, брызговиков и т. д. Чтобы избежать многих трудностей в этой сфере Беларуси нужно действовать по примеру Казахстана, который получил индульгенцию Евразийской экономической комиссии, и тем самым сократил количество типов компонентов, подлежащих сертификации, до 30−40 позиций.
Еще одна сложность — это то, что заявителем на оценку соответствия типа транспортного средства, то есть держателем «заветной бумажки», без которой товар продавать запрещено, может быть только одно юридическое лицо во всем Евразийском союзе. На сегодняшний день такими заявителями выступают компании России — тогда что остается делать белорусским автодилерам?…
Пока остается много вопросов, на которых нету четкого ответа. Надеемся, что Комитет госконтроля, Минторг, Госстандарт и иные уполномоченные госорганы урегулируют действие технического регламента Таможенного союза 018/2011 и дадут возможность официально, без нарушений работать в сфере технического обслуживания автомобилей белорусским кампаниям.